Музыкальная школа

Иоганн Себастьян Бах

Играть на музыкальном инструменте — это просто. Главное — в нужное время нажать нужную клавишу, и инструмент заиграет сам.

Уроки скрипки

Как работает метод Сузуки? Почему трехлетние малыши с удовольствием играют на скрипке, выступая на концертах, демонстрируя удивительную ловкость в обращении с инструментом и развитый музыкальный вкус? Секрет прост: Сузуки перенес принципы усвоения родного языка на обучение музыке.

Шиничи Сузуки был первым, кто предположил, что дети трех - четырех лет могут свободно обращаться с музыкальном инструментом. Не пиликать, а играть на нем. Он верил, что каждый ребенок обучаем, музыка - не таинство, а музыкальные таланты есть у многих. И главное: как любые способности, их можно развить. При правильном подходе к музыкальному образованию понимать музыку и исполнять ее могут практически все детишки. Он хотел обучать детей музыке, потому что верил в ее исцеляющее и гармонизирующее воздействие. Музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости - считал Сузуки. Он мечтал вырастить хороших граждан своей страны, не обделенных сердечностью.

Каждый ребенок обучаем

Все родители знают,что их ребенок способен заговорить на родном языке. Эта способность не приобретенная, а врожденная. Доктор Сузуки сравнивал свой метод обучения музыке с усвоением родного языка, имея в виду, что дети легко и без усилий учатся языку, на котором говорит их окружение. Взращенные с любовью дети не испытывают трудностей, усваивая достаточно сложные речевые конструкции. Обучение языку начинается с рождения. Ребенок, который растет и учится в атмосфере любви с раннего детства будет говорить успешнее, чем малыш, которого до 6 лет (то есть до начала школьного возраста) практически не загружали знаниями, специально не обучали его. Родители - эксперты родного языка и они чувствуют себя уверенно и расслабленно, обучая малыша говорить. Они делают это не по науке, а по интуиции. Следовательно, считает Шиничи Сузуки, интуиция - очень важный принцип выращивания талантов. Без интуиции мы никогда бы не научились нашему родному языку.

Мама говорит с малышом с самого первого дня. Ее улыбка - лучший стимул для крохи. Поэтому никаких учебников не надо: эмоционально окрашенное обучение дает самые лучшие результаты. Обычно родители не сердятся на малыша, если он не говорит бегло на родном языке. Они готовы бесконечно исправлять его, и радуются любой фразе своего сыночки или доченьки. Детям очень нравится говорить в компании других детей (и этот принцип Сузуки перенес на музыкальное образование). Причем, младшие учатся языку (и игре на скрипке) у старших, вдохновляемые их опытом и успехами. Шиничи Сузуки предупреждает: никогда не заставляйте ребенка играть на скрипке, фортепиано, гитаре. Никакого принуждения, игры из-под палки.

Повторение - мать учения. Способности развиваются в процессе практики. И поэтому заниматься необходимо каждый день. Ведь осваивая родной язык, ребенок каждый день говорит на нем. Годовалый ребенок знает несколько слов, но в три года его словарный запас уже намного больше, он нередко импровизирует. Чтобы малыш не забросил скрипку, его нужно вдохновлять. Тут действует гомеопатический принцип: потихонечку - полегонечку, но каждый день. Сначала усваиваются простые вещи, навык закрепляется. Главное, чтобы у ребенка оставалось ощущение, что он учится ЛЕГКО.


Принципы Сузуки

Когда ребенок учится говорить, огромное значение имеют следующие моменты:

    * Активное слушание
    * Мотивация
    * Повторение
    * Пошаговый подход
    * Память
    * Словарь
    * Вовлечение родителей
    * Любовь

По мнению Сузуки, все эти вещи работают и при обучении игры на музыкальном инструменте: пианино, скрипке, виолончели, гитаре, флейте). Этот подход работает также при обучении математике, искусству и поэзии. По сути, он универсален.

Достаточно с детства окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он окружен звуками родной речи, и первый камушек в музыкальном образовании будет заложен. Сузуки также считал, что научить кроху играть на скрипке можно в возрасте трех лет, то есть до того момента как он научится читать.

С рождения. Почему так рано? - спрашивают родители. Потому что два - три - четыре года - пик усвоения родного языка. Слух малыша настроен на то, чтобы впитывать, усваивать. поэтому и учиться музыке лучше сейчас, пока кроха ходит пешком под стол. Это обучение донотное, то есть главная задача на этом этапе - поставить руки, добиться красивого звучания.

Слушание. Дети учатся говорить, внимательно слушая речь родителей. Сузуки предложил перенести эту идею на музыкальное образование: и окружить ребенка качественным музыкальным фоном. Чем чаще они слушают музыку, тем проще им научиться играть на инструменте. Постоянное слушание создает также ролевую модель для их игры в будущем.

Вовлечение родителей играет критическую роль, по мнению Сузуки. Только в гармоничном взаимодействии учителя, родителя и ребенка может выйти что-то стоящее. Роль родителя заключается прежде всего в том, чтобы ходить с малышом на все уроки, делать заметки, заниматься с ребенком дома. По сути, мама или папа становятся домашними учителями своего юного скрипача. Родителям необходимо включать записи классической музыки, чтобы вдохновлять ребенка, учить его пониманию и восприятию музыки, создавать тот самый фон. В обязанности родителя по Сузуки входит посещение концертов, летних школ и прочих мероприятий с ребенком.

Среда. Позитивный настрой создается на уроках музыки и во время домашних занятий. Родители должны сделать все возможное, чтобы вся семья радовалась успехам крохи. Дети учатся на энтузиазме, и их успехи нуждаются в поддержке, а выступления в поощрении.

Репертуар. Каждое произведение - кирпичик в обучении музыке.Техника, стиль - все это развивается в процессе отработки, репетиций, упражнений. Для каждого инструмента - свой репертуар, благодаря этой единой среде дети всего мира по методу Сузуки легко играют на концертах друг с другом, потому что учатся по одним произведениям. Однако сегодня учителя нередко добавляют классический, подобранный самим основателем метода, репертуар.

Чтение с листа. Умение играть по нотам, несомненно, важно. Но ребенок читает лучше, когда уже бегло разговаривает на языке. Поэтому читать ноты ребенок по методике Сузуки начнет тогда, когда будет к этому готов.



Главная | История школы | Преподаватели | Цены | Статьи | Контакты | Карта сайта